пятница, 6 июня 2014 г.

"Пустите детей приходить ко Мне!" (Иисус Христос)


Пустите детей приходить ко Мне (Иисус Хр.)
Можно ли детям посещать богослужения и молитвы? Можно ли родителям приводить их на подобные мероприятия? Сегодня для некоторых - этот вопрос стоит под сомнением. Мы живем в очень многоликой социальной среде. В подобном многообразии государству не просто угодить всем. Поэтому, часто возникают различные правовые коллизии. Издаются и ратифицируются множество нормативно-правовых актов. В этом множестве не всегда просто разобраться. С одной стороны, Библия говорит нам - передать веру, передать ценности следующему поколению. Но что на счет государства? Как смотрит государство на на участие и религиозное развитие детей? Для этого я решил поднять некоторые Законы как Республики Таджикистан, так и международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Таджикистан и посмотреть, какие же все-таки есть пава и обязанности родителей в сфере религиозного воспитания своих детей. Так же, мне хотелось увидеть, есть ли права у ребенка на получение религиозного воспитания и участие в культовой деятельности религиозных организаций, существующих на законных основаниях. И вот что у меня получилось:

Начну с Основного закона Республики Таджикистан - Конституции:

Статья 26
Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.
Согласно Декларации прав Ребенка Принцип 3: - Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Согласно законам РТ, дети так же являются гражданами своей страны. Это означает, что 26 статья Конституции РТ распространяется и на них.
Далее...

Семейный кодекс РТ.

Ст.63.п.1.

1. Родители имеют права и обязанности воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и   нравственном   развитии, обучении, профессиональной подготовке.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Данная норма закрепляет преимущественное право родителей на воспитание детей. Сюда же относится и религиозное воспитание.


Закон о свободе совести и религиозных организациях.

Ст.4.п.3,5

4. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии. Лицо не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к вероисповеданию или отказу от вероисповедания, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и ритуалах, в деятельности религиозных объединений, в религиозном обучении.

Статья закрепляет, что никого нельзя заставить и никому нельзя запретить участвовать в богослужениях и религиозных обрядах. Никого, это означает - НИКОГО.

5. Воспрепятствование осуществлению прав на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

 ст.4.п.14,15.
14. Родители или лица, их заменяющие, вправе обучать и воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии с учетом права ребёнка на свободу совести.

Во-первых, родители имеют право воспитывать ребенка в соответствии со своими религиозными ценностями и традициями, но есть ограничения...

"С учетом права ребенка на свободу совести" - это означает, что родители не должны принуждать своих детей и навязывать им свою религию, равно как и принуждать к участию в религиозных обрядах и культах. Но как родители, они могут учить их, наставлять их, передавать им свою веру. И если ребенок сам желает участвовать в религиозных обрядах, молитвах - никто не может ему запретить этого. Тут важно сделать одну оговорку - это не должно мешать развитию ребенка, получению образования. Потому, что если ребенок в учебное время вовлечён в проведение каких-либо обрядов, богослужений, это создает сложности в обучении ребенка. Родители должны наставлять ребенка в вере таким образом, чтобы у него самого было желание хорошо учиться. Если же дети во время учебного года ежедневно вовлечены в религиозные мероприятия и культовую деятельность, тогда они не способны выполнять школьные домашние задания, выполнять свои обязанности по дому. И тут родители должны сыграть свою роль и не позволять ребенку в учебное время участвовать в подобных мероприятиях.

15. Запрещается вовлечение несовершеннолетних в деятельность религиозных объединений, а также религиозное обучение несовершеннолетних без письменного согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

 Согласно разъяснениям, полученным в ходе круглого стола, организованного Комитетом по делам религий при Правительстве РТ 10 ноября 2011 года, слово "деятельность" имеет несколько значений. Привожу слова председателя Комитета г-на Холикова А.Г. - "деятельность религиозных объединений подразделяется на 4 вида: - организационная и административная, миссионерская, культовая, образовательная". Господин Холиков отметил, что 2 первых запрещены, и не только этим законом, но и другими нормативно правовыми актами, а 2 последних не противоречат закону, то есть, культовая и образовательная.
Это же можно сказать и о Законе Об ответственности родителей. Там стоит то же слово - "деятельность".

Закон Об ответственности родителей.
Ст.8.
не допускать участия детей в деятельности религиозных объединений, за исключением детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях;
Это должно означать, что дети могут принимать участие в богослужениях и молитвах, если при этом есть согласие родителей или лиц, их заменяющих, есть желание самого ребенка участвовать в подобных мероприятиях, и, важно - это не должно нарушать другие законы, принятые для того, чтобы ребенок развивался полноценной личностью.
Дальше я приведу несколько Международных актов, ратифицированных Республикой Таджикистан. "Ратифицированных" - принятых в свод своего внутреннего законодательства. Конституция ставит международное право приоритетнее внутреннего законодательства при разногласиях.(ст.10 Конституции РТ). Поэтому нам должно быть интересно, что там написано. Читаем.

Международный пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу в Таджикистане 04.04.99)

Статья 18
1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Данный Пакт обязывает государство уважать право родителей на религиозное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Всеобщая декларация прав человека.

Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
В принципе, эти законы согласуются с Законами Республики Таджикистан.
Привожу еще один закон, это -
Конвенция о правах ребенка (вступила в силу 25.11.93)

Статья 30
В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

На сегодняшний день христиан в Таджикистане может быть 10.000 человек. Мы хотим сохранить наши традиции, христианскую культуру и ценности. Эти ценности исключительно мирные и добрые. Мы хотим воспитать наших детей в духе мира и любви ко всем людям в мире. Мы хотим, чтобы они стали гордостью нашей страны. Как это возможно сделать без участия их самих? Поэтому, нам важно, чтобы наши дети были с нами. И если мероприятия, где дети принимают участие, проводятся в выходные или праздничные дни - тогда нет никаких оснований для запретов и препятствий.

Последний документ - это Устав религиозного объединения. Многие религиозные организации имеют закрепленное в законном порядке право на работу с детьми - проведения с ними различных религиозных мероприятий, молитв, религиозного обучения, что естественно не возможно без участия самих детей. Каждая религиозная организация прошла процедуру регистрации в компетентных органах. Если организация получала регистрацию, это означает, что данный документ прошел государственную религиоведческую экспертизу на соответствие законодательству страны. Компетентные специалисты признали деятельность этой организации совершенно законной на указанной в Уставе территории, что включает в себя и работу с детьми.
Если религиозная организация не имеет подобной нормы в своем уставе, тогда она не может проводить никакой работы с детьми.
С уважением, Чижов С.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Мне нравится!